Макеевский рабочий | Современные фильмы о войне: история или сенсация?


Современные фильмы о войне: история или сенсация?

30.11.-0001
<< >> 
Наверное, нет ни одного человека, который бы не любил советские фильмы о Великой Отечественной войне. На них выросло не одно поколение мальчишек и девчонок, долгое время считавших, что в 1941-1945 годах воевали немцы и русские, причем последние всегда честные, смелые, ответственные, мужественные, да что там √ настоящие герои! Когда смотришь современные кинокартины, снятые во времена ╚демократической эйфории╩ и вседозволенности, не всегда становится понятно, кто плохой, а кто хороший - настолько меняется привычный смысл военных фильмов.

ерное, нет ни одного человека, который бы не любил советские фильмы о Великой Отечественной войне. На них выросло не одно поколение мальчишек и девчонок, долгое время считавших, что в 1941-1945 годах воевали немцы и русские, причем последние всегда честные, смелые, ответственные, мужественные, да что там √ настоящие герои! Когда смотришь современные кинокартины, снятые во времена ╚демократической эйфории╩ и вседозволенности, не всегда становится понятно, кто плохой, а кто хороший - настолько меняется привычный смысл военных фильмов.


Герои фильма ⌠Мы из будущего■ на собственной шкуре испытали боевые будни 43-го


В преддверии Дня Победы телеканалы, как всегда, запаслись фильмами о Великой Отечественной войне. Конечно, ведь это патриотично, торжественно, вселяет веру и вызывает чувство гордости за наш народ. Правда, слово "наш" пугает своей размытостью и незащищенностью. Отныне независимая Украина сама по себе, даже в школах историю времен 1941-1945 годов учат обособленно от России и Белоруссии, словно наша страна единственная участвовала в ВОВ. Под стать неразберихе, среди которой четко просматривается попытка оценить друг друга, появляются и фильмы о войне, современные, со спецэффектами и новым взглядом на события, произошедшие более чем шестьдесят лет назад. То ли в погоне за престижем и сенсацией режиссеры преподносят свое видение и ход войны, то ли это новая история (уж больно любят ее переписывать). Одно остается непонятным и неприятным, как объяснить ветеранам и особенно подрастающему поколению, что во многих современных фильмах германские и румынские солдаты - это невинные и добрые юнцы, которые страдают от агрессии... оккупированного ими народа, а настоящие изверги, у которых нет ничего святого, - это русские солдаты. Не иначе, как кто-то где-то перешел грань, ведь давно известно, что истина где-то посередине, но современный кинематограф бросается из крайности в крайность.

Стоит вспомнить, что ни в одной советской картине (ни в одно, ни в многосерийной) нет географической сумятицы в расположении войск противников и несуразицы со временем. В современных фильмах это сплошь и рядом. Всевозможные спецэффекты выполняются зрелищно, а позаботиться о соответствии хотя бы времени-пространству сценаристы поленились. К сожалению, получается некая военная "голливудщина". Иногда профессионализм и "правильный" патриотизм получается, даже Госпремии картины получают, но в душе и в искусстве не оставляют ничего.

Как нельзя лучше в современных фильмах о войне удаются некоторые сложные вещи. Например,? любому зрителю будет понятно: цинизм персонажей при реальной опасности несостоятелен, от страха в первом бою не уберегает. С цинизмом придется покончить, если хочешь выжить.? Взять, например, фильм "Мы из будущего", который и хвалит, и ругает одинаковое количество людей. Хороша встреча на фронте двух солдат (один из будущего, другой из прошлого) с одной питерской улицы. Прошли годы, а школа та же, и секция бокса та же, и тренер опять Петрович... Диалог ненавязчиво говорит о самой сути любви к Родине. По мнению некоторых критиков, фильм снят ради двух простых и страшных фраз. Одна скин-хэду в фашистском плену: "Череп, ты бы договорился со своими, чтобы они нас отпустили". Вторая, за которую советский солдат душит растамана: "В двадцать первом веке по Москве будут ходить люди и говорить друг другу: "Хайль Гитлер!".

По мнению ряда кинокритиков, подборка лучших современных картин о Великой Отечественной войне выглядит так:

"Звезда" (режиссер Николай Лебедев;? актеры Игорь Петренко, Алексей Кравченко, Алексей Панин, Артем Семакин, Юрий Лагута, Амаду Мамадаков, Анатолий Гущин, Андрей Егоров, Екатерина Вуличенко; по мотивам одноименной повести Э. Казакевича).

Фильм о рейде группы разведчиков в тыл врага для выполнения важного задания. 1944 год. Великая Отечественная война. Неприятель отступает, линия фронта размыта. Группа разведчиков - молодых ребят от семнадцати до двадцати пяти лет - отправляется в тыл врага, чтобы уточнить имеющиеся сведения о группировке противника. "Звезда" - позывной группы. Пройдя линию фронта, разведчики постепенно убеждаются, что противник тайно проводит серьезную перегруппировку войск для решительного контрнаступления. Командир разведчиков лейтенант Травкин решает незаметно проникнуть на железнодорожный узел, где, по добытым сведениям, разместился центр командования.

"На безымянной высоте" (режиссер Вячеслав Никифоров; актеры Виктория Толстоганова, Алексей Чадов, Анатолий Кот, Александр Пашутин, Анатолий Гущин, Николай Чиндяйкин, Екатерина Вуличенко, Геннадий Гарбук, Ирина Нарбекова, Александр Самойлов).

Это фильм о войне и о любви. Сюжет картины построен вокруг борьбы за одну из высот на границе бывшего СССР. Время действия - 1944 год, переломный момент в освобождении территории Советского Союза от фашистов. В полк прибывает пополнение: кадровый офицер и бывший уголовник, чемпионка по стрельбе и военный переводчик - война свела их всех на безымянной высоте. Здесь, в белорусских лесах, одна начнёт дуэль с немецким снайпером, другой поведёт на смерть роту разведчиков, но прежде они встретят любовь, узнают цену предательству. Не все доживут до победы, но для многих эти горькие дни навсегда останутся самыми счастливыми в жизни.

"Взрыв на рассвете" (режиссер Виталий Воробьев; актеры Павел Майков, Кирилл Плетнев, Александр Суворов, Юрий Мосейчук).?
Во время плановых учений группа десантников натыкается на совсем не учебное минное поле, оставшееся еще со второй мировой войны. Обезвредить мины и выбраться из ловушки поможет единственный выживший после тех событий солдат - старшина Серба, за которым посылают вертолет. Только он знает, что же здесь произошло в далеком 1943 году...

"Свои" (режиссер Дмитрий Месхиев; актеры Константин Хабенский, Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Михаил Евланов, Федор Бондарчук, Анна Михалкова).

Август 1941-го. Линия фронта ушла на восток... Трое сбежали из плена. Им некуда податься. Кругом? враги. Лес полон страхов. Болота? затягивают. В деревне - Старик. Кто он? Чужой? Свой? Кто они для него? Чужие? Свои? Они - в его власти. Их можно убить. Их можно сдать в комендатуру. Но один из них - его сын. Младший. Любимый. Снайпер.

"В августе 44-го" (режиссер Михаил Пташук; актеры Владислав Галкин, Евгений Миронов, Беата Тышкевич, Александр Феклистов, Ярослав Бойко, Юрий Колокольников, Алексей Петренко, Рамаз Чхиквадзе, Виктор Павлов, Альберт Филозов, Радослав Пазура, Алексей Макаров, Юрий Цурило, Александр Ефимов, Каролина Грушка, Алексей Панин, Александр Балуев, Александр Овчинников;? по роману Владимира Богомолова о работе контрразведки СМЕРШ в годы войны на только что освобожденной от фашистов территории).

События происходят в августе 1944 года. На территории уже освобожденной Белоруссии действуют агенты противника. Регулярно с территории республики в эфир выходит шпионская группа, передающая шифрованные радиограммы, и остается неуловимой. Так возникает дело военной контрразведки "Неман", главную роль в которой предстоит сыграть капитану Алехину и его оперативной группе.

"Кукушка" (режиссер Александр Рогожкин; актеры Анни-Кристиина Юусо, Вилле Хаапасало, Виктор Бычков).

Сентябрь 1944 года. На хутор к саами Анни попадают финский снайпер Вейко и капитан Советской Армии Иван. Солдаты враждующих армий еще на знают, что Финляндия заключила перемирие и вышла из войны. Но для Анни они не враги. Для нее они просто мужчины... И все трое говорят на разных языках...

"Молох" (режиссер Александр Сокуров; актеры Анатолий Шведерский, Леонид Мозговой, Елена Руфанова, Владимир Богданов, Ирина Соколова, Наталья Никуленко, Сергей Ражук, Лев Елисеев).

Один день из жизни Адольфа Гитлера. Весна 1942 года. Фюрер навещает свою подругу Еву Браун в замке на горе Кельштайнхаус. Вместе с ним - Геббельс и Борман. День проходит в разговорах, прогулках, застольях, то есть не происходит ровным счетом ничего, заслуживающего внимания. И в то же время происходит нечто важное: Гитлер живет в фантазии Александра Сокурова так свободно, как будто бы он самый обычный человек и имеет право прожить день, как обыватель.

"В созвездии быка" (режиссер Петр Тодоровский; актеры Андрей Щеглов, Иван Жидков, Виолетта Давыдовская, Георг Жено).

1942 год. Февраль. В разгаре Сталинградская битва. В ста километрах севернее Сталин-
града, в крохотной деревушке Шишке, на холме среди степи, идет своя жизнь. Но война присутствует и здесь. И сюда приходят похоронки, и тут слышны канонада, далекие взрывы, гул самолетов. Главные герои киноповести - деревенский шестнадцатилетний паренек-скотник Ваня, городской юноша Игорь и местная красавица Каля. Это любовный треугольник. Конечно, Каля предпочитает красивого и образованного Игоря. Ваня ревнует, страдает и поверяет свои страдания ближайшим друзьям - быкам, чудом сохранившимся в этой прифронтовой деревне.

"Конвой PQ-17" (режиссер Александр Котт; актеры Валерий Величко, Мария Беккер, Алексей Девотченко, Евгений Меркурьев, Александр Сластин, Валерий Иваков, Андрей Мерзликин, Леонид Неведомский, Виктор Соловьев, Татьяна Захарова, Вадим Лобанов).

27 июня 1942 года из Рейкьявика в Архангельск вышел караван судов, получивший кодовое название PQ-17. Путь кораблей с грузами для России лежит через северную Атлантику, где их ждут леденящий ветер, штормящее море и смертельные атаки немецких субмарин и бомбардировщиков. Но главную угрозу представляет немецкий линкор "Тирпиц", сообщение о появлении которого заставило английское адмиралтейство отдать приказ об отводе кораблей прикрытия, а транспортным судам рассредоточиться и прорываться поодиночке, рассчитывая только на свою удачу, отвагу и мужество моряков.? Трагический сюжет и впечатляющие спецэффекты позволяют сравнить "Конвой PQ-17" с лучшими образцами западного кинематографа. Караван PQ-17 был сформирован союзниками для доставки военных грузов по ленд-лизу. Вечером 4 июля первый лорд Британского адмиралтейства Дадли Паунд отдает приказ, вызывающий споры до сих пор: "Из-за угрозы нападения надводных кораблей конвою рассредоточиться...". Он боялся, что немцы направят на караван гордость фашистского флота - плавучую крепость линкор "Тирпиц". "Тирпиц" действительно вышел в море, но был атакован советской подводной лодкой К-21 и вынужден был вернуться на базу. В результате неверной оценки обстановки корабли? конвоя были отведены, и рассеявшиеся грузовые транспорты, лишенные защиты, стали легкой добычей гитлеровской авиации и подводных лодок.

"Штрафбат" (режиссер Н.Досталь; актеры А.Серебряков, Ю.Степанов, Р.Мадянов, А.Жарков, Л.Борисов, Д.Назаров, И.Коврижных, П.Кутепова, А.Баширов).

Военные историки не любят говорить о штрафниках, и могилы их безымянны. Штрафными батальонами "затыкали" самые гиблые дыры фронтов, бросали в атаки на самые неприступные участки обороны немцев. Штрафбаты можно было не снабжать боеприпасами и провиантом. Эти люди, в чем-то виновные, а зачастую невинные, были "пушечным мясом", их гнали на верную смерть... Среди штрафников были всякие: честные и негодяи, бывшие заключенные и ослушавшиеся приказа, бежавшие из плена и выступавшие против насилия... Все они стали безвестными героями, отдавшими свои жизни за жизни других людей, за свободу родной страны, за мир на земле...

"Диверсант" (режиссер А.Малюков; актеры В.Галкин, В.Меньшов, Р.Литвинова, И.Ливанов, А.Лыков, М.Ефремов, И.Лифанов).

Проект посвящен разведчикам-диверсантам. Действие фильма разворачивается в последний год войны. Задание особой важности получает группа разведчиков - незамеченными проникнуть в тыл врага и выполнить секретную миссию...

Стоит еще раз посмотреть такие картины, как "17 мгновений весны", "Они сражались за Родину", "В бой идут одни "старики", "А зори здесь тихие", "Офицеры", "Иди и смотри", "Иваново детство", "На войне как на войне", "Летят журавли", "Дом, в котором я живу", "Зося", "На семи ветрах", "Никто не хотел умирать", "20 дней без войны", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Баллада о солдате", "Торпедоносцы", "Живые и мертвые", "Проверка на дорогах", "Был месяц май", "Балтийское небо"... Понятно, что они все разные. Пусть некоторые и не совсем о войне, но так или иначе касаются этой темы, раскрывая сущность и качества людей, которые были очевидцами тех далеких для нас событий.

?По материалам сети Интернет подготовила Ирина Щербинина

Хотите знать больше информации про последние http://nowar.ru? Заходите на сайт nowar.ru и читайте информацию более детально. Вы узнаете много нового. Мы вас ждём!



Загрузка...