КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ
Когда говорят пушки, музы молчат. А когда замолкают пушки, в наши дома, города возвращается мирная жизнь в самых разных ее проявлениях. И если в первых обстоятельствах мы все мечтаем о том времени, когда перестанут стрелять, то к мирному процессу у нас намного больше вполне законных претензий. Именно законных. Мы хотим знать правила, по которым всем нам предстоит жить, причем ни в какой-то перспективе, а сегодня, сейчас.
Законотворчеством в Республике занимается Народный Совет, и перечень принимаемых депутатами Народного Совета законов свидетельствует о том, что их спектр широк и разнообразен. Один из тех, которые регламентирует нашу ежедневную деятельность, а именно закон «О защите прав потребителей», мы попросили прокомментировать депутата Народного Совета от Макеевки, председателя Комитета по промышленности и торговле Вячеслава Тихоненкова.
- Вячеслав Александрович, именно комитет, возглавляемый вами, инициировал принятие этого закона. Пришлось ли вам кого-то убеждать в его необходимости, объяснять его важность даже в период военного времени?
- Не могу сказать, что эта инициатива прошла на ура и закон был принят мгновенно, но, несмотря на военную действительность, все прекрасно понимают, что жизнь в Республике не просто не должна останавливаться - она должна развиваться. Каждый гражданин Республики должен чувствовать заботу о себе тех, кто взял на себя ответственность за жизнь нашего небольшого государства. И это не высокие слова, это должно стать каждодневной работой.
- Какие права потребителей прописаны в законе? И какие механизмы их
защиты существуют?
- Прежде всего закон подразумевает и официально провозглашает общеизвестный принцип – «Клиент всегда прав». Любой человек должен четко понимать, что он главный в отношениях «покупатель-продавец», так как именно он платит деньги за товар или услугу.
В первую очередь потребитель имеет право на продукцию или обслуживание надлежащего качества. Во-вторых, продукция должна быть безопасной для жизни и здоровья потребителя. В-третьих, перед приобретением какого-либо товара (а также и впоследствии) потребитель имеет право на доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе. Все прочие права потребителя, предусмотренные данным законом, продолжают и расширяют те, которые я перечислил. Это право на защиту своих прав государством, на возмещение морального и материального ущерба, на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав, на объединение в общественные организации потребителей, обмен или возврат товара.
- Какие есть права у потребителя в случае заключения договора вне торговых или офисных помещений?
- Я так понимаю, что речь идёт о приобретении товара или услуги, например, через Интернет. Права потребителя в этой ситуации мало отличаются от его прав при покупке товара в обычном магазине, например, в обоих случаях мы имеем право вернуть товар в течение 14 дней после покупки, даже если товар был надлежащего качества. Тем не менее, ряд особенностей при заключении подобных договоров имеется.
- Какую информацию о продукте необходимо предоставлять потребителю? Что она должна содержать?
- При покупке товара или заказе услуги (работы) мы, естественно, хотим иметь наиболее полную информацию о том, что мы покупаем. Как уже говорилось ранее, потребитель имеет право на доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе.
В законе прописана обязанность продавца предоставлять определенную информацию, в частности:
- название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются;
- наименование нормативных документов, требованиям которых должна соответствовать продукция;
- данные об основных свойствах продукции, а относительно продуктов питания – о составе (включая перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальном количестве (масса, объем и т.п.), пищевой и энергетической ценности, условиях использования и предостережения относительно употребления их отдельными категориями потребителей, а также другую информацию, которая распространяется на конкретный продукт;
- сведения о содержании вредных для здоровья веществ, установленных нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие предостережения установлены нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;
- отметку о наличии или отсутствии в составе продуктов питания генетически модифицированных компонентов;
- данные о цене (тарифе), условия и правила приобретения продукции;
- стоимость минимальной единицы измерения товара, установленную для такого вида товара;
- дату изготовления;
- сведения об условиях хранения;
- гарантийные обязательства производителя (исполнителя);
- правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;
- срок годности (срок службы) товара (результатов работы), сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
- фирменное наименование (наименование), юридический адрес, фактическое место нахождения (адрес) производителя (исполнителя) и организаций, уполномоченных производителем (исполнителем) на принятие претензий от потребителя, а также производящих ремонт и техническое обслуживание;
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (предоставлять услугу) и иную информацию о данном лице;
- в отношении работ (услуг) потребителю должна предоставляться информация о правилах их выполнения (предоставления).
Вся перечисленная информация необходима покупателю для осознанного выбора при покупке продукции.
- Расскажите об ответственности за нарушение прав потребителей.
- Прежде всего, в случае нарушения прав потребителя продавец обязан возместить ему весь ущерб и все понесенные им убытки. Также законом предусмотрена компенсация морального вреда потребителю, размер кото-
рой устанавливается судом.
Отдельной статьей в законе перечисляются также суммы штрафов за нарушение прав потребителей, которые продавец выплачивает в доход бюджета Донецкой Народной Республики. Например, за реализацию товара, срок годности которого истек, – в размере двухсот процентов стоимости остатка полученной для реализации партии товара. А за отказ обменять товар (в случае законного требования покупателя о его обмене) или вернуть денежные средства при расторжении покупателем договора - в десятикратном размере стоимости продукции.
- Куда обращаться, если права потребителя нарушены и договориться, что называется, не отходя от кассы, не удается?
- Надлежащее исполнение Закона о защите прав потребителей обеспечивается работой соответствующих государственных органов. Для этих целей в Донецкой Народной Республике создана Инспекция по защите прав потребителей. Данная инспекция подчиняется Министерству экономического развития ДНР и имеет достаточно широкие полномочия. В частности, инспекция имеет право проводить проверку деятельности предприятий или частных предпринимателей на предмет соблюдения ими закона в сфере защиты прав потребителей. При этом инспекция проверяет не только качество товаров, но и порядок расчётов с покупателями.
При наличии нарушений в работе продавцов инспекция имеет право запрещать реализацию продукции, прекращать отгрузку товаров, вплоть до временного прекращения деятельности данных субъектов. Кроме всего прочего, инспекция имеет право налагать штрафы на продавцов, а также подавать иски в суд о защите прав потребителей.
- Спасибо за разъяснения. Думаем, что для наших читателей эта информация будет полезной.